В Политехе завершено проектирование обтекателя паралёта для нового рекорда Фёдора Конюхова

Инженеры Передовой инженерной школы (ПИШ) СПбПУ завершили проектирование обтекателя мотопараплана (паралёта) для арктической экспедиции Фёдора Конюхова. Летом этого года знаменитый путешественник отправится к Северному полюсу, где предпримет попытку установить сразу два новых мировых рекорда. Для достижения поставленных целей конструкция мотопараплана была существенно изменена. О подготовке к рекордному перелёту и уникальных технологических решениях при создании паралёта рассказали на конференции в пресс-центре ТАСС. В ней участвовали сам Фёдор Конюхов, пилот Игорь Потапкин, организаторы экспедиции и заместитель руководителя Инжинирингового центра (CompMechLab®) ПИШ СПбПУ Андрей Иванов.

В начале июля Фёдор Конюхов с Игорем Потапкиным попытаются установить новый мировой рекорд по дальности полёта на двухместном мотопараплане в высоких широтах Арктики. Отправной точкой станет архипелаг Земля Франца-Иосифа, куда их доставит атомный ледокол «50 лет Победы». Отсюда путешественники начнут движение в сторону точки географического Северного полюса — 90 градусов северной широты. После взлёта им предстоит преодолеть более 600 км и приземлиться на льдину. Затем они развернут одиночную дрейфующую полярную станцию в Северном Ледовитом океане, на которой предстоит прожить три недели.

«Сейчас идёт сложный и ответственный этап, — отметил Фёдор Конюхов. — Как сказал великий японский путешественник Наоми Уэмура, с экспедицией можно вернуться только тогда, когда её хорошо подготовишь. Мы достигнем Северного полюса, и дальше нам предстоит ожидать ледокол. Он идёт со скоростью около 20 км/ч, а мы будем лететь примерно 60 км/ч, то есть мы прилетим значительно раньше».

В 2022 году экипаж Конюхов-Потапкин совершил тренировочный полёт к вершине Земли. Паралёт поднимался в воздух с дрейфующей 100-метровой льдины, расположенной вдоль борта ледокола «50 лет Победы» на 85-м градусе северной широты. Это был первый в истории полёт на мотопараплане в высоких арктических широтах. Спустя три часа и 172 км в пути, пилоты совершили посадку на льдину. На основе полученного опыта были определены требования к конструкции летательного аппарата для использования в арктической зоне.

“У паралёта мягкое крыло, он уникален по свойствам взлёта и посадки, может взлететь с небольшой площадки в 100 метров. Надо учесть, что летом лёд меняет свойства, покрывается водой, образуются лужи, трещины, которые надо объезжать. Взлетая с полной заправкой и максимальным весом, нужно не попасть в трещину. Это достаточно сложно сделать. Но самое страшное — это обледенение. В воздухе очень много влаги, и с этой проблемой сталкивались все, кто летал в зоне Арктики. То есть нужно будет постоянно менять эшелон, набирать высоту. Мы хотим установить рекорд дальности, пролетев порядка 900 километров, и сделать посадку. До нас никто не совершал таких посадок на паралёте — сверхлёгком летательном аппарате”, — рассказал Игорь Потапкин.

Над модернизацией конструкции летательного аппарата для защиты пилотов от ветра и полярного холода работала команда инженеров ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг». В конце прошлого года паралёт доставили в Политех для выполнения 3D-сканирования с последующим формированием геометрической 3D-модели для дальнейшего проектирования обтекателя под заданные требования и ограничения.

Как подчеркнул Андрей Иванов, применение передовых цифровых технологий, новых материалов и уникальных компетенций позволило специалистам ПИШ СПбПУ решить непростую задачу — минимизировать сопротивление набегающего воздушного потока на конструкцию паралёта, сделав полёт более комфортным и безопасным для путешественников.

“Благодаря использованию цифровой платформы разработки и применения цифровых двойников CML-Bench®, которая обеспечила доступ ко многим передовым технологиям компьютерного инжиниринга, нам удалось добиться, чтобы вес готовой конструкции не превышал 20 кг — это в два раза меньше, чем предполагалось изначально. Разработаны два дополнительных топливных бака, по 75 литров каждый, в дополнение к основному баку двигателя, что позволит преодолевать значительно большую дистанцию. Баки, как и сам обтекатель, созданы из полимерных композитных материалов. Кроме того, нашим инженерам удалось существенно повысить жёсткость конструкции, что увеличивает безопасность при нештатной посадке”, — отметил спикер.

Предварительные итоги проекта были озвучены во время визита Фёдора Конюхова в Передовую инженерную школу Политеха в январе 2024 года. Тогда же было подписано официальное соглашение о сотрудничестве в части выпуска рабочей конструкторской документации обтекателя паралёта под заданные характеристики с последующими консультациями и авторским надзором при производстве. Партнёром по производству выступает Средне-Невский судостроительный завод, обладающий большим опытом создания конструкций из композитных материалов. Андрей Иванов добавил, что уже к концу марта запланированы совместные лётные испытания модернизированного паралёта.

Прочтите также:

Leave a Reply