С 1 сентября 2025 года в российских школах появится еще один профиль обучения – агротехнологический. Соответствующий приказ Минпросвещения России зарегистрирован в Минюсте России.
Теперь образовательные учреждения смогут официально создавать профильные классы для подготовки будущих кадров для АПК. Школьники смогут ближе познакомиться с отраслью, побывать на агропредприятиях и узнать о современных технологиях в сельском хозяйстве. Углубленное изучение физики, химии, биологии и математики позволит успешно подготовиться к поступлению в аграрные вузы и колледжи.
Подготовка кадров для отрасли — важная составляющая нового национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности». В рамках его реализации к 2030 году в России будет создано более 18 тыс. агротехнологических классов.
«Отличная идея! Дети могут «пробовать» разные профессии. Однако, как мама, могу сказать, что дети в этом возрасте еще не знают, к чему они предрасположены. Выделять отдельные классы можно, но ничто не гарантирует, что выпускники пойдут в сельское хозяйство сразу или через ВУЗы. Принуждать их к ним в сельских школах, тоже не нужно. То есть, такой профиль не должен быть единственным в сельской школе. А вот иметь специализированные курсы, летние школы, которые могли бы дети выбирать факультативно, было бы, на мой взгляд, полезнее. Ребенок слушал бы больше про сельские специальности, имел бы возможность пройти курс сельского предпринимательства, получить профессию тракториста или лаборанта молочной лаборатории, посетить ферму, теплицу, а летом и поработать в них, заработать на свои нужды. Это актуально и для городских детей. Что касается профиля, то теперь нужно его заполнять интересной программой. Так что работы еще много», — поддерживает решение директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской Академии Наталья Шагайда.
«Учитывая приоритетное значение агропромышленного комплекса для российской экономики, государство уделяет особое внимание его эффективному развитию. Для поддержания конкурентоспособности аграрного сектора России важно добиваться его технологической независимости. Это требует укрепления материально-технической базы и наличия высококвалифицированных специалистов. Однако, на мой взгляд, традиционной подготовки в вузах и СПО недостаточно. Необходимо уже в школе начинать профориентационную работу, направленную на привлечение молодежи в аграрную сферу. Ранняя профориентация, несомненно, будет способствовать осознанному выбору подростками будущей профессии. Обучаясь в школе, они получат необходимые предпрофильные компетенции по агротехнологическому направлению. Следует также отметить, что появление в школах такого профиля существенно повысит престиж аграрных профессий и вызовет у учащихся интерес к ней», – добавляет доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, кандидат экономических наук Линда Рыжих.
Комментарии
Введение агротехнологического профиля в российских школах с 1 сентября 2025 года является не только значительным шагом в развитии образования, но и стратегически важным решением, направленным на формирование глубокой профессиональной мотивации среди школьников. Этот новый подход позволяет не просто углубить знания в ключевых областях науки, таких как физика, химия, биология и математика, но и дает уникальную возможность для погружения в реальный мир сельскохозяйственных технологий, знакомства с инновациями в отрасли и практического опыта на агропредприятиях. Однако, учитывая мнения экспертов, особенно актуальной представляется необходимость гибкого подхода к организации такого образования - вместо создания строго профильных классов следует расширить спектр дополнительных занятий и курсов, позволяющих школьникам самостоятельно выбирать участие в факультативных программах по сельскому хозяйству, включая практические занятия и стажировки на предприятиях. Это позволит сформировать осознанный интерес к отрасли и даст возможность каждому ученику, независимо от места жительства, оценить потенциал и перспективы в этой сфере, сохраняя при этом свободу выбора своего жизненного пути после окончания учебного заведения.
Решение о создании агротехнологического профиля требует тщательной разработки содержательных компонентов обучения, включающей не только теоретическую базу, но и активное взаимодействие с ведущими научно-исследоыательскими организациями, агрокомпаниями и образовательными учреждениями высшего уровня. Особое внимание стоит уделить внедрению проектной деятельности и междисциплинарных задач, что поможет учащимся применять полученные знания на практике уже в процессе учебы, делая образование максимально востребованным и интересным для молодого поколения.
Рейтинг: 2 (2 голосов)
Дата: 25.03.2025 04:50